Проводки по основным средствам

Проводки по ОС

Добрый день, читатели сайта.

В данной статье предлагаю разобраться с основными средствами. Немного пройдемся по ключевым моментам основных средств и рассмотрим проводки.

Основные средства - это дорогостоящее имущество (более 40 тыс. руб.), которое используется в производственной или управленческой деятельности компании, используется для получения дохода, но не для перепродажи. Срок полезного использования более 12 месяцев.

!!!   Имущество, стоимостью до 40 тыс. руб. можно списать на расходы единовременно. В налоговом учете такое имущество не относится к основным средствам. Но все же стоит закрепить это положение в Вашей учетной политике.

К основным средствам можно отнести.

Основные средства

Поступление ОС

Учет ОС ведется на счёте 01 «Основные средства». Но при этом есть ещё один счёт – 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором надо собирать затраты по приобретению имущества. Сюда могут входить и траты на доставку, и на монтаж, и иные расходы. Покажем это проводками:

Дебет 08 Кредит 60 (76) – покупка ОС у продавца;
Дебет 08 Кредит 23 (26,70, 76..) – дополнительные затраты, которые включают в первоначальную стоимость.

После сбора всех трат на покупку ОС, его ставят на учёт – переносят на 01 счёт. В 1С делается операция Ввод в эксплуатацию ОС.

Дебет 01 Кредит 08 – принято к учёту и введено в эксплуатацию ОС.

 Если ОС получаем безвозмездно, то используем счёт 98 «Доходы будущих периодов» субсчёт 98-2 для безвозмездных поступлений. Тогда поступление ОС в компании будет выглядеть так:

Дебет 08 Кредит 98-2 – рыночная стоимость имущества, которое поступило безвозмездно.

По общим правилам на том же 08 счёте надо собирать затраты для доведения средства к готовности. После окончательной подготовки и сбора всех затрат надо сделать перенос ОС с 08 на 01 счёт.

 Амортизация

Процессу использования основных средств сопутствует процесс постепенного переноса их стоимости на затраты, т.е. амортизация.

!!! Амортизацию начинают начислять с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС было поставлено на учет.

Например,

оплатили ОС в августе, ввели в эксплуатацию в в сентябре,

значит амортизацию следует начислять с октября.

Есть несколько способов начисления амортизации, причем они отличаются в бухгалтерском и в налоговом учете.

Амортизация ОС

Но для любого из способов начисления амортизации ОС надо знать срок полезного использования данного ОС, т.е. период, в течение которого будет начисляться амортизация.

Этот срок можно взять из:

  • Классификации ОС, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г.;
  • рекомендаций изготовителя или технических условий (если данного ОС нет в Классификации).

!!! В Классификации ОС в зависимости от срока полезного использования объединены в 10 групп. Кроме того, для ОС, входящих в 8 - 10 амортизационные группы, в обязательном порядке должен применяться линейный метод.

Для каждого ОС выбранный срок полезного использования надо оформить приказом руководителя.

Способ начисления амортизации ОС Вы закрепляете в своей учетной политике.

В бухгалтерском учете начисление амортизации ведется по счету 02 «Амортизация основных средств».
Независимо от способа начисления амортизации проводка будет такой:

Дебет 20 (23, 26…) Кредит 02 – начислена амортизация за месяц.

 Выбытие ОС

Выбытие ОС

Продажа

Дебет 01 Кредит 01 – показана остаточная стоимость ОС;
Дебет 02 Кредит 01 – показана амортизация, которую начисляли при эксплуатации.

Отдельно надо показать доходы и расходы от продажи имущества:


Дебет 62 (76) Кредит 91-1 – выручка от продажи;
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 76…) – показаны расходы, возникшие из-за выбытия ОС.

Остаточная стоимость проданного ОС включается в состав прочих расходов.

Дебет 91-2 Кредит 01 – отражена остаточная стоимость ОС в составе прочих расходов;

Продажа ОС

Ликвидация

Для ликвидации ОС составляется акт. Остаточную стоимость и затраты по ликвидации отражаются в составе прочих расходов.

Дебет 02 Кредит 01 – показана амортизация, которую начисляли при эксплуатации.

Дебет 01 Кредит 01 – показана остаточная стоимость ОС;
Дебет 91-2 Кредит 01 – списана остаточная стоимость ОС на основании акта о списании.

Если ликвидация происходит силами самой организации

Дебет 23 (91/2) Кредит 70 (69, 68 ,10 ....)

Ликвидация с помощью подрядчика

Дебет 91 / 2 К 60  - учтены расходы на ликвидацию, выполненную подрядным способом.

Затраты по ликвидации относятся к внереализационным расходам.

Оприходование материалов, оставшихся после ликвидации ОС

Дебет 10 Кредит 91 "доходы"

Теперь, Вы знаете:

  • что относится к основным средствам;
  • какими проводками оформить поступление ОС;
  • каким способом начислять амортизацию;
  • с какого месяца надо начислять амортизацию;
  • как определить и утвердить срок полезного использования ОС;
  • какими проводками оформить выбытие ОС.

Надеюсь, что данная статья поможет Вам.

С уважением, Светлана Приц.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

About Александр

Практикующий бухгалтер, стаж 18 лет.
This entry was posted in бухгалтерские проводки, Бухучет and tagged . Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>