Добрый день уважаемые коллеги.
Вот мы и дошли… (хотел было сказать до ручки). До ручки может на работе и дошли (тем более, что отчетный период уже начался), но на сайте дошли всего лишь до методов бухучета.
Думаю, что из всевозможных источников вы слышали, что такое предмет и методы бухучета, т.е. имеете кое-какое представление о том, что это такое и с чем их едят.
Так вот, напомню, что предмет бухучета – это вся хозяйственная деятельность предприятия, а следовательно метод – это то, как эту деятельность можно оформить – вести.
Что это может быть?
- документальное оформление (первичка),
- инвентаризация
- двойная запись на счетах.
Теперь, думается мне, что выстроилось все по полочкам, и Вы стали яснее понимать, что это за методы такие, тем более что с ними приходится иметь дело ежедневно.
А вот зачем все эти методы?
Конечно, не для усложнения жизни бухгалтера. А для того, чтобы:
- обеспечить контроль над имуществом
- формировать полную информацию о делах в фирме
- выявить резервы
- предупредить негативные последствия.
Это все, кстати, и является задачами бухучета.
Вот только, как правило, из-за огромного количества отчетов, бухгалтер из аналитика, человека мыслящего, превращается в простого статиста, основная функция которого сводится к тому, чтобы вовремя отчитаться и заплатить как можно меньше налогов. Но не будем о грустном.
Про первичку и инвентаризацию разглагольствовать не буду, а вот на счетах и двойной записи остановлюсь, т.к. это основа бухучета.
С планом счетов мы все знакомы, все его ведем, кто в полном, а кто в сокращенном виде (предприятия до 100 чел и до 400 млн. руб. выручки в год). Совсем маленькие организации (где меньше 15 чел, а выручка до 60 млн. в год) могут вообще обходиться без плана счетов и проводок.
Все счета делятся на активные (хозяйственные средства) и пассивные (источники формирования этих средств). И для активных, и для пассивных счетов общее то, что они являются таблицей, левая сторона которой дебет, правая - кредит. Однако назначение сторон (дебета и кредита) в активных и пассивных счетах будут различаться.
Так вот, а разнесение по счетам, т.е. в дебет одного счета и кредит другого счета (построение так называемых самолетиков), это и есть ничто иное, как проводки, которые за нас пишут всевозможные бухгалтерские программы.
И наше правило двойной записи – это тот же закон сохранения энергии: «если где-то стало больше, то где-то должно стать меньше».
С уважением, Александр Приц.